Методические рекомендации для педагогов по выработке психологической адаптации учащихся к стрессовой ситуации выступления

Главное:

Работу по преодолению негативных последствий стартового волнения необходимо проводить задолго до времени публичного выступления.

Эта работа должна включать в себя занятия с детьми по формированию у них «сценической убежденности артиста». Ребенок должен осознать цель своей творческой деятельности, видеть ее возможный результат и не бояться допустить в этой деятельности промахи.

 

  • Для устойчивой уверенности в себе и своих силах учащиеся должны быть максимально хорошо подготовлены к выступлению (не на 100, а на 150%).
  • Некоторые приемы выработки психологической адаптации учащихся к стрессовой ситуации выступления:

— Использование искусственных помех с целью выработки у детей способности к концентрации внимания и игнорирования внешних мешающих факторов (например, педагог произносит психотравмирующее слово «Ошибка!» во время танца, ведения мяча, исполнения песни и т.п.  Учащийся должен уметь игнорировать это, не сбившись с темпа).

— Задолго до выступления полезно познакомить детей с возможными изменениями физиологического состояния, с которыми учащиеся могут сталкиваться перед выступлением: легкое головокружение, учащение пульса, сбивчивое дыхание, учащенное сердцебиение. Для этого во время занятий детям предлагаются следующие упражнения: например, сделать несколько поворотов вокруг своей оси до появления легкого головокружения, или выполнить 30-50 приседаний или прыжков для большего учащения пульса. Затем, собрав внимание — начать номер или игру в полную силу.

— При наличии возможности полезно заранее познакомить детей с физическим пространством выступления.

— Создание искусственной ситуации присутствия зрителей: приглашение на занятия родителей, сотрудников (желательно, знакомых детям), обыгрывание зрительского пространства ( напр. выставление ряда стульев с посаженными на них  игрушками).

Накануне выступления:

Что можно делать перед выступлением:

1.    Рекомендуется внушать учащимся уверенность в своих силах: «Ты все знаешь, у тебя хорошее настроение, у тебя хорошо выученная программа, ты выступаешь с удовольствием и хочешь поделиться этим с публикой».

2.    Если все -таки паника — то помочь может дыхание.  Все, что нужно сделать, чтобы почувствовать себя увереннее — это дышать спокойно и глубоко. Необходимо учить детей сделать глубокий вдох и такой же глубокий выдох, чтобы почувствовать, как во время дыхания задействованы мышцы живота.

Чего нельзя делать перед  выступлением:

1.    Не стоит представлять себе, будто в зале никого нет. Не нужно обесценивать зрителей, представляя их в неприглядном виде.  Подобные фантазии могут только помешать выступлению.

2.    Не рекомендуется пить успокоительные препараты. Их седативный эффект негативно скажется на быстроте реакции и общем качестве выступления.

3.    Не рекомендуется шутить перед выступлением. Многие уверены, что шутка — лучший способ скрыть страх или неловкость. Это действительно так, но шутка должна быть уместной и соответствующей. Лучше не рискуйте.